Метод песочная терапия часто используется психологом Евтухиной Н.В. отделения по реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью и молодыми инвалидами Старомайнского района «Добродея» в работе с детьми и взрослыми. Рисование песком, лепка фигур из кинетического песка, эти техники вызывают интерес у всех, делая процесс психокоррекции не только эффективным, но и увлекательным.
Песочная терапия – это невербальная методика психокоррекции, механизм действия которой основан на активации жизненных ресурсов организма. Технология сочетает в себе невербальное самовыражение (процесс создания композиции из песка) и вербальную интерпретацию (рассказ об изображении). В процессе игры с песком человек обращается к своему внутреннему «Я», находит ответы на многие вопросы, учится эффективно взаимодействовать с окружающими. Коррекционное воздействие песка объясняется его приятной текстурой.
Песочная терапия как метод психологической коррекции помогает человеку повысить самооценку, избавиться от личностных комплексов, принять себя таким, какой он ест, получает свободу самовыражения: в его воображении возникают образы, которые он изображает с помощью песка.
Песочная арт-терапия используется в сочетании с другими методами работы: сказкотерапией, психодрамой и другими.
На занятиях песочной терапией с детьми Наталья Владимировна создает условия для формирования коммуникативных навыков участников. Взаимодействие детей в песочнице учит их идти на компромисс, контролировать свои эмоции, уважительно относиться друг к другу.
Систематические игры с песком развивают мелкую моторику, создают предпосылки для развития логического мышления, положительно влияют на здоровье.
Вариантом песочной терапии в работе с детьми является рисование песком на световом планшете. Психолог учит детей создавать рисунки ребром ладони, просеивая песок через сито, двумя руками одновременно. Все это стимулирует развитие мозга. Песок помогает снять мышечные зажимы и напряжение. В ходе занятий происходит развитие когнитивных психических процессов.
Песочная терапия применяется в качестве развивающих занятий для детей с ЗПР. Педагогически запущенным и гиперактивным детям эта технология облегчает социализацию.
В коррекционной работе со взрослыми песочная терапия превращается в средство релаксации и творческого самовыражения. Ощущения, которые возникают у взрослых людей при соприкосновении с песком, возвращают их в детство, открывают доступ к глубинному слою бессознательного через активацию сенсорных и сенсомоторных центров.
Песочная терапия для взрослых в виде создания на песке композиций прошлого, настоящего и будущего помогает человеку осознать свое место в этой жизни, определить направления саморазвития.
Данная арт-терапевтическая техника является одним из реабилитационных средств при лечении опорно-двигательного аппарата, неврологии и сердечно-сосудистых заболеваний. Песочная терапия позволяет улучшить концентрацию внимания, память. Для многих эта методика является профилактикой депрессии.