Чтобы родители знали
15 октября 2024 года в отделении по реабилитации (абилитации) детей с ОВЗ и инвалидностью центра "Доверие" учителем-логопедом Гришиной О. А. была проведена консультация для родителей на тему «Нарушение письменной речи у детей». Речь устная и речь письменная — это две формы речевой функции. И та и другая—основное средство общения в человеческом обществе. При переходе к письменной речи звуковое оформление языка сменяется графическим. В связи с этим изменяются и усложняются механизмы речи.
Письменная речь формируется на базе устной и отличается от устной речи по своей структуре.
Функциональную систему обеспечивающих процессы письма и чтения включаются не только собственно речевые структуры головного мозга, но и подключаются зрительные анализаторы зрительного восприятия, пространственного анализа и синтеза, функция движений руки при письме, функция движения глаз по строке и по странице как вовремя письма, так и во время чтения.
В отличие от устной речи письменная речь отличается высокой степенью произвольности. Поэтому для овладения ею требуется достаточная зрелость 3-го блока мозга, который обеспечивает программирование, регуляцию и контроль сложных видов деятельности. Эта сложность функциональной организации процессов письма и чтения обуславливает и разнообразие механизмов их нарушения. А также форм, видов нарушения письма и чтения.
Таким образом, процессы письма и чтения предполагают зрелость мозга, обеспечивающих работу этих структур головного мозга. У детей с ОВЗ как правило, данной зрелости и не хватает. Отсюда и возникают стойкие специфические ошибки.
Коррекционная работа должна быть направлена на речевую систему в целом, а не только на устранение изолированного дефекта. Это залог успеха.
Часто острой проблемой у детей является нарушение в произношении, недостаточность фонематического восприятия. На фоне этого возникают трудности в овладении звуковым анализом и синтезом, а как результат – неуспеваемость по русскому языку.